Сила и грация: истории великих женщин Азии

Команда Korshop.ru поздравляет прекрасную половину нашей аудитории с Международным женским днем. Пусть эта весна принесет вам море вдохновения и улыбок! К этому яркому празднику весны, который впервые отметили в 1909 году в честь забастовки работниц текстильной фабрики в Нью Йорке, мы подготовили для вас подарок — материал о великих женщинах стран Азии, которые оставили свой глубокий след в мировой истории.


ЯПОНИЯ


Мурасаки Сикибу


Мурасаки Сикибу была поэтессой и писательницей во время эры Хэйян в Японии. Хэйян буквально переводится как «период мира и спокойствия», он продолжался  с 794 по 1185 год нашей эры и ознаменовался развитием культуры, искусства и экономики. Именно в эру Хэйян в Японии появилось сословие самураев.


Поэтесса родилась в 978 году нашей эры. В 998 году она вышла замуж за знатного вельможу Фудзивару Нобутаку. После смерти мужа в 1001 году Мурасаки поступила на придворную службу к императрице Сёси, чтобы обеспечить себя и дочь. Именно во время придворной службы она написала самые известные свои произведения.


Картина из дневника Мурасаки Сикибу


Самое известное произведение Мурасаки Сикибу — это Повесть о Гэндзи, роман в классическом японском жанре моногатари, который совмещает в себе живопись, поэзию и прозу. «Повесть о Гэндзи» представляет собой собрание новелл, каждая из которых описывает эпизод жизни главного героя. Гэндзи, изысканный герой, по сюжету покоряет женщин, служащих при императорском дворе. Мурасаки создает галерею типов придворных дам своей эпохи и отлично передает расслабленную атмосферу императорского квартала в тогдашней столице Японии Хэйан-кё (нынешний Киото). При этом Гэндзи, несмотря на ветреность и любвеобильность, становится надежным и верным спутником для каждой полюбившей его женщины. Именно «Повесть о Гэндзи» сформировала каноны жанра моногатари, а его влияние на японскую литературу сопоставимо с влиянием «Слова о полку игореве» на литературу русскую. Кстати, по роману в 1987 году было снято одно из классических японских аниме, «Легенда о Гэндзи».


Кадр из аниме «Легенда о Гэндзи»


Перу поэтессы также принадлежат книги «Дневник Мурасаки Сикибу» и «Собрание стихотворений Мурасаки Сикибу». Дневник написан в традиционном автобиографическом жанре никки и представляет собой размышления Мурасаки о своей жизни, людях, что ее окружали и воспоминания о детстве. 


Памятник Мурасаки Сикибу в городе Удзи, где происходят события романа «Повесть о Гэндзи»


Предлагаем вам прочитать одно из стихотворений Мурасаки Сикибу:

Meguri aite 

Mishi ya sore to mo 

Wakanu ma ni 

Kumo-gakure ni shi 

Yowa no tsuki kana 

(Murasaki Shikibu)


Пока гадала я:

"То не моя ль подруга?",

Черты ее сокрылись в темноте -

Полночный свет луны

Ушел за облака.

(Перевод К. Черевко)


Яёй Кусама


Одна из самых известных и влиятельных художниц Японии и самая успешная и продаваемая из ныне живущих представителей современного искусства. Ее главные стили — это поп-арт и арт-брют, а работы основаны на идее паттернов и повторов. Большая часть ее работ основана на повторяющемся узоре в горошек, за что ее прозвали «Королевой горошка». 


Жизнь родившейся в 1929 году художницы поначалу была очень трудной. Мама художницы страдала гиперопекой и часто применяла физическую силу; от этого у ребенка начались серьезные проблемы с психикой, вплоть до галлюцинаций. Психиатр посоветовал девочке заняться рисованием, чтобы сгладить эти неприятные симптомы. 


Яёй Кусама в молодости 


Карьера Яёй Кусамы началась с оформления стен, полов и холстов паттерном в горошек, который та взяла из своих галлюцинаций. Затем художница познакомилась с работами американской коллеги Джорджии О’Кифф. Эти работы так впечатлили ее, что та написала Джорджии и вскоре переехала к подруге по переписке в США. 


В США началась совсем другая жизнь: Кусама создавала скульптуры из ткани, зеркальные комнаты, создававшие иллюзию бесконечного повторения узоров, делала фотоколлажи, проводила скандальные перформансы и сняла короткий экспериментальный авторский фильм. Работой она не ограничилась: художница быстро влилась в новое пацифистское хиппи-движение и завоевала себе титул предшественницы поп-арта. Во время войны во Вьетнаме ее знаменитый горошек символизировал в том числе отверстия от пуль.


Яёй Кусама на фоне одной из инсталляций


Яёй Кусама прославилась не только искусством, но и провокационным поведением. Ей не составляло труда обнажиться на публике, ее любимым приемом перформанса были оргии, а однажды она написала президенту США Ричарду Никсону письмо, в котором утверждала:

«нельзя искоренить насилие, применяя еще большее насилие.

Эта истина написана в сферах, которыми я с нежностью и умиротворением украшу ваше твердое мужское тело. Нежнее! Нежнее! Дорогой Ричард. Усмирите свой мужской боевой дух!»


Яёй Кусама на фоне одной из классических работ


Художники-новаторы всегда вдохновляют своим творчеством множество подражателей. Яёй Кусама не была исключением. Ее работами вдохновлялся король поп-арта Энди Уорхол, при этом доходил в этом до настоящего плагиата. Однажды Кусама создала инсталляцию «Тысяча лодок»: в небольшом помещении все стены были покрыты отпечатком лодки. Уорхол «позаимствовал» этот прием, но вместо лодки отпечатал принты коровы. С тех пор Кусама занавесила в своей мастерской все окна, а ближе к 2000-м годам напрямую обвинила Уорхола в плагиате. 


Яёй Кусаме в этом году исполняется 95 лет. Она — одна из самых продаваемых художниц в мире. А в 2018 году о ней сняли документальный фильм «Кусама: Бесконечные миры». Вот уже сорок лет пожилая художница живет в психиатрической лечебнице, но каждый день покидает ее, чтобы поработать на студии, создавая свои психоделические полотна и дизайны одежды для знаменитых брендов. Завершить рассказ о ней мы предлагаем стихотворением, которой Яёй написала в 2020 году во время пандемии Covid-19:


«Covid-19, что стоит на нашем пути

Я велю исчезнуть с этой земли.

Мы будем бороться.

Мы будем с монстром ужасным бороться.

Сейчас должны подняться люди со всей земли.

Я благодарю тех, кто продолжает бороться»




Йоко Оно


Йоко Оно — наверное самая популярная в мире художница из Японии, чья мировая известность появилась во многом благодаря роману с Джоном Ленноном. Оно родилась в 1933 году, первые годы жизни семья часто переезжала из Японии в США и обратно, так как отец Йоко был руководителем американского отделения Банка Японии. В школу Йоко Оно ходила в Токио, а затем поступила в американский колледж, планируя выучиться на оперную певицу.


Йоко Оно достаточно долго шла к признанию в качестве художницы. Благодаря работе ее первого мужа, композитора Тоси Итиянаги, в середине 50-х годов она приблизилась к кругам нью-йоркских художников-авангардистов, но ее выставки не имели успеха. Из-за этого Оно погрузилась в глубокую депрессию и даже прошла лечение в специальной клинике в Японии. После лечения Йоко вышла замуж за Энтони Кокса, который стал ее продюсером.


После этого карьера Йоко Оно пошла в гору. Ее выставки привлекали внимание не только широкой общественности, но и мировых знаменитостей того времени. И это был тот самый момент, когда Йоко познакомилась с Джоном Ленноном.


Оно и Леннон познакомились, когда фронтмен Битлз пришел на выставку художницы и высоко оценил ее инсталляцию. Инсталляция представляла собой лестницу с подвешенной под потолком лупой, при помощи которой нужно было разглядеть написанное мелким шрифтом слово «Да». Дальнейшее поведение Йоко Оно сейчас можно было бы вполне назвать сталкингом: она часами сидела у ворот дома Леннонов, а после того, как однажды проникла внутрь, чтобы заказать такси, заявила, что потеряла в их доме свое кольцо и долго писала письма с требованиями денег и угрозами. В итоге такое поведение все же растопило сердце Леннона, а все, что было дальше — уже история.


Работа Йоко Оно, благодаря которой произошло знакомство художницы с Джоном Ленноном


Интересный факт: дядя Йоко Оно был женат на российской скрипачке Анне Бубновой-Оно, сестре великой русской авангардной художницы Варвары Бубновой. В 2007 году Оно приехала в Россию на вторую Московскую биеннале и также посетила родину Бубновых — деревню Берново в Тверской области, где находилась их родовая усадьба. 


Варвара Бубнова. Япония, дорога через деревню. 1945 г.


Мисора Хибари


Мисора Хибари — самая великая женщина Японии по мнению самих японцев. Певица, которая помогла Японии пережить самые трудные времена, была поистине легендарной личностью. К 1989 году Хибари продала более 68 миллионов записей своих песен.


Больше всего произведений Мисора Хибари записала в жанре энка. Это традиционный японский жанр, песни, которые исполняют под звуки традиционной японской флейты фуэ и струнного инструмента сямисэна, вокальная техника в этих песнях основана на японской технике вибрато под названием кабуси. 


Мисора Хибари в молодости


Настоящее имя Хибари — Кадзуэ Като. Она родилась в 1937 году в Йокогаме в семье торговца рыбой. Музыкальная карьера Хибари началась, когда ей было всего 12 лет. Тогда она снялась в фильме «Нододжиман-безумная эпоха». Уже в более взрослом возрасте Хибари снимается в фильме Tokyo Kid (Ребенок из Токио), где исполняет роль сироты Марико. Фильм в целом и фигура Хибари в частности становятся символами оптимизма для послевоенной Японии. Вскоре после этого Хибари организовала собственную продюсерскую компанию Hibari Productions. 


В 60-х Мисора Хибари записала свою самую известную песню Yawara. А в 70-х сосредоточилась исключительно на музыкальной карьере, покинув кинематограф. 


Мисора Хибари на сцене


Мисора Хибари скончалась в 1989 году от легочной недостаточности. В Японии был объявлен общенациональный траур, попрощаться с певицей пришли более 40 тысяч человек. По телевидению церемония прощания описывалась термином gotaisō. Это слово обычно используют только для церемоний прощания с членами императорской семьи, но Хибари была для Японии фигурой поистине вселенского масштаба. 


КОРЕЯ


Син Саимдан


Художница и поэтесса, а также мастер каллиграфии, Син Саимдан жила в XVI веке, в эпоху государства Чосон. Она родилась в 1504 году и в 19 лет вышла замуж за корейского военачальника Ли Вон Су. Син Саимдан часто сопровождала мужа в деловых поездкам — для женщин того времени это было по меньшей мере необычно. 

У пары родился сын Ли И, который впоследствии стал знаменитым конфуцианским ученым и философом. Во время беременности Син увидела во сне дракона, что означало блестящее будущее для ребенка и поэтесса вложила максимум усилий в образование сына. До сих в пор в Корее ее имя ассоциируется с образом любящей и заботливой матери. 


Картины Син Саимдан


Стоит отметить, что в Корее того времени женщинам запрещали заниматься живописью и писать стихи. Несмотря на это, Син Саимдан стала родоначальницей своего собственного стиля. Ее картины основаны на природных сюжетах — это восхитительные пейзажи, изображения бабочек, цветов, рыб и насекомых. Сюжеты ее стихов сильно отличаются от доминирующей в то время мужской поэзии. Они сосредоточены на личных переживаниях и рассказывают о любви к близким. Портрет Син Саимдан напечатан на банкноте номиналом в 50000 вон. 


Автопортрет Син Саимдан


Предлагаем ознакомиться со стихотворением Син Саимдан:

대관령에서 친정을 바라보며, 신사임당:

蹂大關嶺望親庭 (유대관령망친정) 대관령에서 친정을 바라보며

慈親鶴髮在臨瀛 (자친학발재임영) 백발 되신 어머니 고향에 두고

身向長安獨居情 (신향장안독거정) 외로이 서울로 가는 이 마음

回首北坪時一望 (회수북평시일망) 고개 돌려 북쪽 들을 바라보니

白雲飛下暮山靑 (백운비하모산청) 흰 구름에 푸른 산만 보이네


С перевала Тэнгвалён

С перевала Тенгвалён гляжу на дом моих родителей;

Оставив мою седовласую мать в Канныне,

Я возвращаюсь в Ханьян с сердцем, полным одиночества.

Время от времени я оборачиваюсь, чтобы еще раз взглянуть на северные поля,

Но все что я вижу это голубые горы под белоснежными облаками.

(Перевод автора статьи)





Ли Со Ён


Ли Со Ён — это первый космонавт Южной Кореи и вторая женщина-космонавт из Азии. Она родилась в 1978 году, окончила специализированную школу в городе Кванджу, а  высшее образование  получала в Корейском институте перспективных научных исследований и технологий в области машиностроения. Докторскую диссертацию она, однако, писала о биотехнологиях, а ученую степень получила заочно, так как во время церемонии проходила предполетные тренировки в Центре подготовки космонавтов в России.


Слева Ли Со Ён


Ли полетела в космос на российском корабле Союз ТМА-12 в 2008 году. На МКС она провела 18 научных экспериментов в абсолютно разных сферах. Она отслеживала передвижение пыльных бурь из Китая в Корею, замеряла уровень шума на станции, следила за ростом растений в космосе, ставила опыты на тысяче плодовых мушек, изучая влияние невесомости на их поведение и геном, а также следила непосредственно за своим состоянием: сердечным ритмом, давлением в глазах и влиянием гравитации космоса на форму ее лица. Специально для Ли Со Ён корейские ученые разработали «космический» вариант кимчи — низкокалорийный и богатый питательными веществами и витаминами. 


Ю Гван Сун


Ю Гван Сун — важная фигура времен борьбы за независимость Кореи. После Русско-Японской войны Корея стала колонией императорской Японии и оставалась таковой до 1945 года. Все это время в Корее с переменным успехом шла борьба за независимость. В самый водоворот этих событий попала Ю Гван Сун, семнадцатилетняя девушка из города Чхонан.


Ю Гван Сун


Ю училась в Старшей женской школе Инхва, первой в Корее частной школе для женщин. Девушка участвовала а Первомартовском движении, также известном как движение Самиль. Целью движения было общекорейское восстание против японских захватчиков. В своем городе девушка в свои 17 возглавила сопротивление. 1 апреля 1919 года в городе прошла массовая демонстрация, на которую японские полицейские ответили выстрелами из огнестрельного оружия. Родители Ю погибли, а сама она отправилась в тюрьму.


Сильный дух Ю Гван Сун не был сломлен и в тюрьме. Даже за решеткой она нашла способ агитировать сокамерниц за независимость Кореи, а в марте 1920 года устроила там настоящую демонстрацию. Колониальные власти не стерпели такой наглости — и 28 сентября 1920 года Ю Гван Су безвременно скончалась.


Чан Гым


В эпоху Чосон в Корейском государстве существовала кастовая система. Первая женщина-врач при королевском дворе Кореи, Чан Гым, принадлежала к одной из низших каст, чхонмин, что переводится как «вульгарные простолюдины». Несмотря на это, ей удалось преодолеть все социальные преграды и войти в историю в качестве гениального врача, чьи умения были высоко оценены правителями государства. 


Кадр из сериала «Великая Чан Гым»


Чан Гым была современницей поэтессы Син Саимдан. Она жила в начале XVI века, и, по легенде, поначалу была кухаркой. Но ее медицинский талант скрыть было трудно, поэтому король Чунджон приблизил ее ко двору, повысил до звания третьего придворного офицера и позволил использовать перед ее именем приставку Дэ в значении «великий».


Об истории Чан Гым в 2003 году был снят сериал «Дэ Чан Гым», или «Великая Чан Гым». Его также можно встретить под названием «Жемчужина дворца».


КИТАЙ


Лэй Цзу


Императрица Лэй Цзу, которую также знаю как Си Линши, наверное, самая древняя знаменитость в нашей подборке. Она жила в 2700 годах до нашей эры и была женой Жёлтого императора Хуан-ди, легендарного основателя даосизма и мифического предка всех китайцев.


Без Лэй Цзу Китай не знал бы одного из самых главных предметов в его культуре и экономике — шелка. Тысячелетиями Китай был главным экспортером шелка во всем Старом Свете, и ревностно охранял секрет производства этой ткани. Секрет был прост — шелковую нить производят личинки тутового шелкопряда. Одна из таких упала в пиалу императрицы во время чайной церемонии. Теплый напиток развернул туго сплетенные шелковые нити — и с тех пор начинается великий период в истории Китая.


Лэй Цзу обучает придворных искусству шелка


Си Линши не просто открыла шелковую нить — она еще и придумала технологию производства ткани и разработала специальный ткацкий станок. Хуан-ди подарил жене рощу деревьев шелковицы, где она начала разводить шелкопрядов. Отточив мастерство, Лэй Цзу поделилась знаниями с другими — и Китай стал первой цивилизацией, освоившей производство шелка. В современном Китае императрицу почитают как Матерь Тутового Шелкопряда.


Гуань Даошэн


Гуань Даошэн жила и творила в XII - XIII веках, во время правления династии Юань. Поэтесса, художница и мастер каллиграфии, она была замужем за известным каллиграфистом Чжао Мэнфу.


Гуань использовала в своем творчестве сюжеты и приемы, больше характерные для мужчин, но в то же время развивала свой собственный уникальный стиль. Для ее стиля характерны пейзажные сюжеты с отличной проработкой деталей, а также изображения женщин при дворе императора. Свои стихи она писала на свитках с картинами — это был отличный способ познакомить с ними широкую аудиторию.


Картина Гуань Даошен


Стихи Гуань Даошэн в основном сосредоточены на переживаниях за мужа и детей, но в некоторых из них сильны нотки иронии и сарказма. Она не стеснялась выражать в стихах ревность к наложницам и недовольство мужем и даже советовать супругу уйти со службы при королевском дворе. Гуань Даошэн и ее мужа очень любил монгольский император Аюрбарибада — ему нравилось, что такие талантливые личности объединены в одну семью. В Китае Гуань Даошэн известна как первая и самая знаменитая художница.


Чжоу Сюань


В сороковых годах XX века в китае взошли семь звездочек музыкальной индустрии, известных под именем «Семь Великих Певиц». Чжоу Сюань стала одной из самых узнаваемых среди них, а почитатели подарили ей титул Золотой Голос. Сюань единственная из Семи Великих, кто параллельно снимался в кино.


Настоящее имя певицы — Су Пу. Оно было дано ей при рождении. В раннем возрасте девочка была разлучена с родителями, жила в приемных семьях и во взрослом возрасте безуспешно пыталась найти родных. Псевдоним Чжоу Сюань она взяла себе в 13 лет. Чжоу — это имя, данное ей одной из приемных семей, а Сюань переводится как «прекрасный нефрит». 


Чжоу Сюань в одном из фильмов с ее участием



Музыкальная карьера Чжоу началась в 1932 году, когда она стала петь в группе Bright Moonlight Song and Dance. Титул «Золотой голос» ей присвоили всего лишь в четырнадцать лет за двойную победу в певческом конкурсе в Шанхае. После начала съемок в кино Чжоу стала самой известной певицей эры граммофонов. 


Чжоу Сюань приняла участие в сьемках 43 фильмов. Больше всего ей нравился фильм «Уличный ангел». 


Цы Си


Цы Си — легендарная и противоречивая фигура, вдовствующая императрица,  сорок лет правившая Китаем в один из самых тяжелых для него моментов. В популярной истории она известна как диктаторша, узурпатор и отравительница. Впрочем, некоторые негативные факты о ее личности и правлении довольно сильно преувеличены. 


Цы Си правила Китаем с 1861 по 1908 годы. До этого она была сначала наложницей, а потом второй женой императора Инчжу, чей период правления охарактеризован как Сяньфэн, то есть «Вселенское процветание». Девиз слабо соответствовал действительности — империя Цинь была ослабленна, на правление императора пришлись тяжелые сражения с англичанами и Тайпейское восстание. 


Вдовствующая императрица Цы Си


После кончины императора в 1861 году регентство над его наследником было разделено между двумя женщинами: Цыань и Цы Си. Цыань обладала более высоким статусом, но в 1881 году скоропостижно скончалась от пищевого отравления, которое связывают с рисовыми лепешками, которые ей отправила Цы Си. Впоследствии Китай сменил двух императоров, но реальная власть все равно оставалась в руках Цы Си. Первый из них, Цзайчунь, вел распутный образ жизни и скончался от оспы, а второй, Цзайтянь, находился полностью во власти Цы Си: она выбрала ему жену и отправила под домашний арест на остров Иньтай.


Традиционно Цы Си считается жестокой, беспринципной и двуличной фигурой, своим правлением не принесшей Китаю никакой пользы. Однако, среди современных исследователей появляются ее апологеты: в настоящее время известно, что число казненных по политическим мотивам людей во время ее правления было даже несколько меньше, чем во время правления ее предшественников и последователей, при этом многие из них планировали ее убийство. 


Американская художница Катарина Карл в 1903 году поехала на 10 месяцев в Китай, чтобы познакомиться с легендарной императрицей и написала об этом книгу With the Empress Dowager. В книге она характеризует Цы Си как умную, обаятельную и благожелательную женщину.  




Рекомендуемые товары

Матирующее и закрепляющее средство для сухой кожи. Придает стойкость макияжу и ложится идеально ровным, незаметным покры...
     Маска с коллагеном и экстрактом плаценты от бренда JMSolution из Кореи — силы науки и природы...
     Завершающий акцент любого макияжа. Завивает ресницы вверх и разделяет их, сохраняя ощущение ес...
     Эта маска для губ с экстрактом граната производится в Корее фирмой CARE:NEL. Маску следует нан...
Тушь для создания завитка. Не образует комочков и не склеивает ресницы. Подкручивающая тушь для ресниц Cat's Power C...
AlfaSystems GoPro GP261D21