Искусство и душа Японии: Погружение в мир японской керамики

Японская керамика — одна из старейших в мире. Первые образцы керамической посуды появились на острове еще в период Неолита  — за 13000 лет до нашей эры. Этот период, который по-японски называется Дзёмон, характеризуется простой глиняной посудой с веревочным декором и глиняными фигурками. Гончарные мастера периода Дзёмон сворачивали глину в своеобразные «веревки», делали из нее причудливые спиральные узоры и обжигали на открытом огне. 


Характерное произведение гончарного искусства периода Дзёмон.




В период Кофун, продолжавшийся с 300 по 538 годы нашей эры, в гончарном мастерстве Японии произошла настоящая революция. Благодаря китайскому и корейскому культурному влиянию в стране появились специальные печи для обжига керамики. Первые такие печи назывались анагама, что буквально переводится как «печь в скале». Анагама — это простая однокамерная печь с 75-сантиметровой дверью и полом из кремниевого песка. Впоследствии такие печи эволюционировали в печи ноборигама — они включали в себя несколько маленьких отсеков с топками, в которых обжигалась посуда. 


Печи ноборигама в городе Токонама префектуры Айчи.


Развитие техники 


Следующий период в истории Японии, период Хэйян, ознаменовался появлением ранней техники глазурования керамики. В то время использовалась трехцветная глазурь с добавлением свинца. В этот период появились три самых ранних стиля японской керамики — Камуи, Атсуми и Токонамэ. Стиль Камуи был распространен на островах Токуношима, Амами, Кюсю и Рюкю. Изделия в стиле Камуи отличаются серым цветом, на большинстве из них отсутствует глазурь, хотя на островах Окинава посуда этого стиля покрывалась белой глазурью. Атсуми — это редкая посуда с росписью, основывающейся на природных сюжетах, например, очень популярной была роспись, изображающая осенние травы. Изделия стиля Токонамэ еще во время периода Хэйян стали частью повседневной жизни. В основном это были вазы, чаши и пиалы, обработанные в печах ноборигама и покрытые глазурью с добавлением пепла. 

Глиняный горшок периода Хэйян.



Стили японской керамики


Впоследствии, в период Камакура, мастера качественно улучшили технологии печей для обжига в шести районах — Шигараки, Тамба, Бизен, Токонамэ, Этизен и Сето. Эти печи существуют до сих пор и называются «Шесть старых печей». Наиболее продвинутой технологией обладала печь в Сето, именно там техника японской глазури была доведена до совершенства. По легенде, мастер Като Кагемаса привез технологию глазурования изделий при высоких температурах из Китая в 1223 году. Благодаря ему в Сето возникли четыре основных типа глазури: коричневая глазурь с добавлением пепла, черная глазурь из оксида железа, белая глазурь из полевого шпата и зеленая глазурь из меди. В конце XVI века регион Сето захватила волна гражданских войн и местные мастера керамики перебрались в ныне знаменитую на весь мир провинцию Мино, где создали несколько стилей глазурованной керамики: Ки-сето, Шино (включающий большое количество подстилей), Сето-гуро и Орибэ. 


Ки-сето


Ки-сето отличается матово-желтой грубоватой на ощупь глазурью. Самые популярные изделия в этом стиле — вазы в форме лотоса. В некоторых случаях в глазурь добавляют медь, она дает яркий изумрудный цвет и отражает растительные сюжеты в декоре изделий. 

Ki-Seto Chawan from early Edo Period (item #1385130)
Древняя кружка в стиле Ки-сето.


Шино

Стиль Шино включает в себя множество подстилей. В первую очередь это простые, но изящные изделия, покрытые глазурью из полевого шпата. Ешино — это изделия, в глазурь которых для украшения добавлен оксид железа, Акашино — это посуда с красной глазурью, Недзумишино — серая глазурь, и Мудзишино — это изделия с белой глазурью. 


В ассортименте нашего магазина вы найдете замечательную восьмиугольную тарелку в стиле Акашино.


Восьмиугольная тарелка в стиле Акашино.


Кроме того, у нас есть красивый набор для саке в стиле Шино.


Набор для саке в стиле Шино.


Сето-гуро


Сето-гуро — это темная разновидность стиля Сето. Изделия насыщенного черного цвета получаются в результате использования при глазировании оксида железа второго типа. 

Bol à thé "SETO GURO" de YAMAGUCHI Makoto



Орибэ


Орибэ включает в себя два подстиля: черный Орибэ и изумрудный Орибэ. В обоих случаях техника изготовления глазури основана на добавлении оксида железа и меди. В черном Орибэ преобладает оксид железа, а в изумрудном Орибэ — медь. 


В нашем магазине есть несколько тарелок в стиле Орибэ. 

Тарелка в стиле черного Орибэ.


Тарелка для рамена, изумрудный Орибэ.



Стили японского фарфора




Период Эдо — это период расцвета японского фарфора. Во многом он произошел благодаря политической нестабильности на родине фарфора — в Китае. Череда восстаний и войн закончилась тем, что правители династии Цин, недавно пришедшие к власти, закрыли порты, а мастера фарфора, бежавшие от войны в Японию, познакомили мастеров Ариты с изысканными техниками создания фарфоровой посуды. Так начал развиваться особый, именно японский стиль фарфора, который получил название Имари. Позже источники белой глины, подходящей для производства фарфора, обнаружили и в других регионах Японии, что позволило открыть печи по всей стране, а также перезапустить старые локации производства керамики, оборудовав их под производство фарфора. Так печь Сето начала новую жизнь в качестве центра производства фарфора. 


Пара фарфоровых ваз в стиле Сето с узнаваемой голубой росписью 


Уже в период Эдо японский фарфор пользовался большой популярностью в Европе, но экспортировать изделия было достаточно трудно, так как в период Эдо Япония была закрыта для европейцев, а деятельность европейских торговых компаний в стране была запрещена. Поэтому японский фарфор сначала поставлялся в Китай, откуда местные купцы перепродавали его в Европу. Фарфор стиля Имари стал настолько популярен, что китайские и европейские мастерские начали его копировать. Кроме стилей Арита и Имари в это время развивались такие стили как Какиемон, фарфор с эмалированной надглазурной росписью, Набешима, высококачественный фарфор с шедевральной росписью в японских традициях, и Хирадо, мастерки изготовленные фигурки из фарфора с бело-голубой глазурью. 


Тарелка в стиле Набесима


Арита


На территории современной префектуры Сага находится город Арита. В XVII веке его правителем был самурай Набешима Наошиге. К нему на службу поступил девятнадцатилетний корейский гончар Ли Сампхён. Именно он нашел в Арите каолиновую глину, которая идеально подходила для создания фарфора, модернизировал однокамерные печи для обжига ана-гама, разработав мультикамерные печи нобори-гама и стал отцом японского фарфора.


 

Набешима Наошиме.


В нашем магазине вы найдете фарфоровый кофейный набор в стиле Арита.


Фарфоровый кофейный набор в стиле Арита.


Рекомендуемые товары

AlfaSystems GoPro GP261D21