«Путь чая», «Чайное искусство» - так переводится японский термин «Тя Но Ю» (яп. 茶の湯), которым в Стране Восходящего Солнца называют чайную церемонию. Изначально Тя Но Ю была одним из видов медитации у буддистских монахов, а сейчас чайная церемония – неотъемлемая часть японской культуры. Согласно старинному обычаю, традиционная чайная церемония проходит в специально возведенном для этих целей чайном домике, который японцы называют тясицу. Домик располагают в особом саду (тянива), и к нему вглубь сада ведет каменная дорожка (родзи). Изысканность, красота, гармония, почтительность, спокойствие, чистота, неторопливость – вот непременные составляющие атмосферы чайной церемонии. Ее цель – устремившись к красоте и покою, расслабиться, снять с плеч груз забот, очистить сознание, достичь спокойной отрешенности, ощутить состояние внутренней гармонии.
Японская чайная церемония имеет особый формализованный этикет, в котором учтена вся последовательность действий чайного мастера (хозяина) и его гостей. Если нет классических условий для проведения чайной церемонии, можно организовать ее в отдельной комнате или просто за отдельным столом.
Согласно старинным традициям, перед началом чайной церемонии гости (максимум пять человек) собираются в специальном павильоне, откуда проходят по каменной дорожке к чайному домику, где их приветствует чайный мастер. Гости совершают ритуальное омовение рук и лица в каменном колодце, специально возведенном для этих целей рядом с домиком. Оставляя обувь у порога и пригнувшись (вход в домик всегда очень низкий, чтобы каждый входящий поклонился – это символизирует равенство присутствующих), гости располагаются в домике, где хозяин угощает их легкими закусками и ставит нагреваться воду для чая. После закусок гости выходят прогуляться в сад, где созерцают красоту в ожидании закипания воды. Затем чайный мастер снова приглашает гостей в домик, где начинается церемония приготовления японского чая Маття – зеленого чая, измельченного в пудру. Гости наблюдают за действиями хозяина, который готовит густой насыщенный чай (койтя) и передает большую общую чашу (тяван) с этим чаем гостям, а те пускают ее по кругу. Каждый по очереди отпивает из общей чаши – это символизирует равенство и доверие. После этого хозяин готовит менее насыщенный и более жидкий чай (юсуття), разливая его в индивидуальные небольшие чаши. Начинается неторопливая беседа и наслаждение чаем.
Особое внимание при Тя Но Ю уделяется не только созданию специфической атмосферы церемонии и способу приготовления чая, но и сорту чая и чайной посуде.
Чай Маття для церемонии (японцы называют его «маття», а китайцы – «матча») используется только высших сортов, из самых молодых и нежных листочков чайного куста. Он отличается минимальным уровнем присущей зеленому чаю горчинки и чуть большей сладостью, чем другие сорта.
В зеленом чае содержится богатый набор витаминов, антиоксидантов, минералов, ценных микроэлементов и аминокислот. Часть из них практически не растворяется в воде (например, витамины А, D, E, K) – они могут попасть в организм только в том случае, если употребить в пищу чайный лист целиком. Уникальность чая Маття состоит в том, что для его приготовления чайный лист полностью перетирается в пудру каменными жерновами, и в процессе чаепития организм получает полностью все полезные вещества, содержащиеся в чайных листьях.
Во время приготовления чая порошковый чай Маття взбивается с водой при помощи бамбукового венчика (тясэн). Такой венчик традиционно вырезается мастерами из цельного куска бамбука.
Для того чтобы сохранить ворсинки венчика целыми и продлить срок его использования, используют специальную подставку под венчик, располагая его в подставке ворсинками вверх. Кроме этого, перед использованием венчик нужно вымочить в воде в течение получаса, чтобы ворсинки стали более эластичными и не ломались.
Отмеряют порошковый чай при помощи бамбуковой ложечки (тясяку). Содержимое одной ложечки без горки – это 1 грамм чая Маття. На 70-80 мл воды, как правило, берут содержимое 2-х мерных ложечек.
Для чайной церемонии в Стране Восходящего Солнца традиционно используют керамическую посуду ручной работы. Чаши для чая (тяван) своим внешним видом символизируют простоту и вдохновляют на созерцание. Их используют для заваривания чая и для последующей дегустации. Чашам тяван традиционно присущи легкая асимметрия контура, характерная для ручной работы, отсутствие ровных линий, растекшаяся глазурь. Толстые стенки чаши помогают дольше поддерживать температуру свежезаваренного чая и приятно греют руки. Чаша тяван часто имеет полусферическую форму для удобства взбивания венчиком тясэн и для того, чтобы удобно лежать в руке.
В чашу тяван наливают кипящую воду и венчиком взбивают ее с целью прогреть кипятком чашу. Затем воду выливают и чашу вытирают насухо. После этого в чашу отмеряют порцию порошка Маття бамбуковой ложечкой, заливают небольшим количеством горячей воды (температура воды около 75°С) и взбивают венчиком быстрыми W-образными движениями до растворения чайной пудры в воде. Получившуюся плотную пену разбавляют кипятком до нужной консистенции.
Ценители японского чая не представляют свою домашнюю коллекцию чайных аксессуаров без чайника Кусю (яп. 急須). Так называется японский керамический чайник для заваривания зеленого чая. Наиболее распространены чайники вида Ёкодэ Кусю. Их отличительная особенность – наличие удобной и эргономичной полой боковой ручки под углом 90° к носику и встроенного фильтра (либо керамического/глиняного, либо мелкого сита из нержавеющей стали). Именно Ёкодэ Кусю во всем мире ассоциируются с японским чаепитием.
Чайник Кусю в Японии используют для заваривания японских чаёв Сенча, Ходзича, Гёкуро, Кокейча, Кукича, Генмайча, Кабусеча и других. Этот чайник настолько удобен, эстетичен и настолько замечательно подчеркивает утонченный вкус чайных напитков, что истинные ценители чая применяют его не только для приготовления зеленого чая, но и используют его как основной чайник в доме и заваривают с его помощью любые чаи и травяные сборы.